Главная - Новости Беслан

24/06/2011 Казбек МАМСУРОВ: «Потребитель должен знать свои права, а не только обязанности»

Чистые, вновь отремонтированные подъезды, электричество на лестничных площадках ,аккуратные дворики с детскими площадками – мечта любого владельца квартиры. Однако, как показывают реалии жизни, подобная картина, не смотря на высокие технологии и достижения, по- прежнему для нас остается недосягаемой мечтой.

На протяжении многих лет ЖКХ является ахиллесовой пятой нашего государства. В свое время на решение проблем жилищно-коммунального хозяйства уходило большое количество средств, которые, словно попав в бермудский треугольник, растворялись в неизвестности. Однако сегодня власть находится в руках монополистов, а они- то умеют считать каждую копейку. Кормушка прикрыта, а воз и ныне там. В геометрической прогрессии растут претензии, как со стороны коммунальщиков, так и со стороны собственников. В связи с этим Правительство РФ издало Постановление от 6 мая 2011 г. № 354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В данном документе четко регламентируются права и обязанности обеих заинтересованных сторон. Сегодня гость редакции – начальник управления экономического развития, ЖКХ района К.К Мамсуров, который обстоятельно ответил на вопросы корреспондента О.Бадтиевой.
- В течение месяца вышли сразу два важных закона, касающихся одной из самых злободневных проблем - предоставления жилищно-коммунальных услуг. Чем это вызвано, и что в себя включают новые правила, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями?
-Шесть лет назад государство уже пыталось опробовать данный закон в действии, но тогда упор делался на самосознание собственников, которым было предложено управлять своими домами. В качестве альтернативы выступали управляющие компании и ТСЖ. Однако по истечении времени стало ясно, что эксперимент не удался. Все было отдано в руки частников, основной целью для которых является прибыль, а качество, к сожалению, на последнем месте. Больше того, представители многих УК и ТСЖ не всегда бывают готовы правильно информировать своих «подопечных» об их правах и обязанностях. Заменить трубу, прочистить канализацию - пожалуйста, а вот помочь разобраться в перипетиях оплаты - здесь не по адресу. Многие люди до сих пор считают, что живут в советские, главным их защитником является стены АМС. Им все равно, какие принимаются законы, правила, они живут слухами. При этом сами собственники не прилагают никаких усилий, чтобы выполнять свои непосредственные обязанности. Зато их таланту жаловаться можно только позавидовать. Правда, их претензии бывают иногда весьма обоснованы. Только вот проблема в том, что все рычаги власти у нас теперь отсутствуют, и возникающие вопросы собственники должны регулировать непосредственно с организациями, оказывающими коммунальные услуги. Это могут быть и управляющие компании, при условии, что она берет на себя обязательства с разрешения собственника заключать договора на оказание своих услуг. Правда, для нее этот шаг может стать долговой ямой, учитывая «рвение» людей оплачивать счета. Нужно сделать оговорку, есть категория жильцов, желающих исправно вносить оплату, но не ведающих, за что. Чем еще невыгодно компаниям брать на себя обязанности поставщика? Нет четких договорных отношений, а так как эти услуги находятся в руках монополистов, они никогда не заключат договор на невыгодных для себя условиях, а при возможности «загрузят по полной». Для тех, кто мало- мальски знает, на что имеет право, у них стандартная отговорка: « Это распоряжение свыше. Не нравиться - обращайтесь в Пятигорск и Москву», рассчитывая на обычную реакцию населения, которое на такой «подвиг» вряд ли решится.
Что касается новшеств, то они коснулись в первую очередь оплаты за индивидуальное потребление и отдельно - за общедомовые нужды. По нормативам жильцы будут оплачивать коммунальные услуги, в том случае, если у них нет счетчиков. Если же таковые имеются, оплата будет идти по их показаниям, причем и по индивидуальным, и по общедомовым.
-Довольно часто нам задают вопрос: «За чей счет должен устанавливаться вышеуказанный прибор учета?»
-Либо за счет собственников помещения, либо УК. Последнее делается в том случае, если в тарифе компании, предъявляемого к оплате, идет отдельная строка за установку прибора. Кроме того, данные действия могут совершать и АМС, и любое частное лицо , выставив счет оплаты согласно новым правилам собственникам жилья, а те, в свою очередь, должны оплатить.
-Есть ли поправки, касающиеся начала и конца отопительного периода?
- Эти изменения коснулись не только многоквартирных домов, но и частных. Раньше было так: заканчивался отопительный сезон, приходил представитель соответствующей службы и пломбировал котел. Теперь тот, кто платит по нормативам, может топить по желанию, учитывая лишь ссылку на среднесуточную температуру наружного воздуха ниже или выше 8 градусов, но при этом он обязан письменно уведомить данную службу о своих действиях - это в частном секторе. В многоквартирных домах решение топить или не топить принимается собственниками жилья, ведь практически в каждом доме имеется своя мини-котельная.
-На основании чего осуществляется предоставление коммунальных услуг?
- Благодаря возмездному договору, содержащему положения о предоставлении этих услуг. Он может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем т.е. собственником действий, свидетельствующих о его намерении потреблять услуги, т.е. должно быть заявление от вышеуказанного лица или уже фактическое потребление.
Эти правила дают возможность создавать ТСЖ и в селах. Кстати, последние могут сами себе организовать поставку услуг и при этом будут их получать не как для юридического лица, а как для населения, что сэкономит немало средств.
-А что делать, если качество предоставляемых коммунальных услуг оставляет желать лучшего?
-Перво – наперво знать свои права и уметь ими пользоваться. В новых правилах имеется отдельная статья , где черным по белому написано, что при предоставлении коммунальных услуг в некачественном состоянии, размер платы может быть изменен. Возьмем, к примеру, водоснабжение. Допустимое приостановление подачи холодной воды - 8 часов. Это суммарное количество в течение одного месяца. Если у вас этот срок превышается, то уже наблюдается нарушение. Нет давления или состав живительной влаги не соответствует нормам - тоже повод требовать снижения расценок на оплату. Это касается и подачи голубого топлива, горячей воды и электричества.
- Чем нужно вооружиться потребителю, чтобы использовать свои права?
- Согласно закону, если коммунальные услуги утратили свое качество по вине поставщика, он обязан изначально зафиксировать поломку или обстоятельства, мешающие подавать услуги в том объеме и виде, в котором обязался по договору, а затем оповестить потребителя о случившемся. Однако мы можем обойти все котельные города и за редким исключением, не обнаружим вышеописанное следование букве закона.
Поэтому потребитель сам должен фиксировать подачу некачественных услуг. Позвонить в аварийно - диспетчерскую службу поставщика и оповестить его о имеющемся факте, подобное можно сделать и в письменной форме. При этом сообщить адрес и вид услуги. По правилам диспетчер обязан донести ваш сигнал до поставщика. Вопрос должен быть решен в присутствии трех сторон – поставщика, управляющей компании и потребителя. При отсутствии одного из указанных лиц двумя другими в присутствии свидетелей составляется и подписывается акт, который будет иметь законную силу.
-Месяца три назад в администрации района состоялся «круглый стол» между местной властью и населением. Здесь был поднят вопрос, касающийся сведений об исчислении предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги. Как выяснилось, в нашем районе нет даже квитанций, где четко и понятно расписано начисление, наличие или отсутствие задолженности или переплаты, оснований и правильности начисления исполнителем неустоек потребителю. Тогда руководство районной и городской администраций пообещало решить эту проблему. Есть изменения?
-К сожалению, дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Люди приходят, оплачивают, зачастую даже не зная, за что. Многие ориентируются на рассылки, которыми любит «раскидываться» газовое хозяйство и даже не задумываются, что переплачивают. Кто информированней, пытается дойти до истины, стоя у окошка кассы, но, как правило, получает один и тот же ответ : «Ошибки не может быть, вся информация у нас в компьютере». Как будто эта машина - гарант честности и справедливости. Дотошный потребитель сможет достучаться «до небес», но таких один на тысячу. Поэтому необходимость правильно составленного документа стоит остро, тем более, что все это прописано в новых правилах. Согласно пункту 69, потребитель имеет право потребовать от поставщика всю интересующую его информацию.
-Бывают случаи, когда задолженность достается собственнику «по наследству». Приобрел дом, а на нем висит долг, что в таком случае делать новоиспеченному хозяину?
- В должниках не дом, а его владелец. По закону купля и продажа домовладения осуществляется только после предоставления продавцом справки, подтверждающей, что у него нет задолженности за коммунальные услуги. Если же он все- таки умудрился обойти закон, то поставщик обязан перекинуть его старый долг на новое местожительство, но нашим монополистам почему- то удобно требовать свои «кровные» от тех, кто под рукой. Хотя, согласно все той же букве закона, коммунальные услуги человек начинает получать только с момента возникновения права собственности, установленного жилищным законодательством, а значит, и платить должен с этого периода.
- Имеют ли право пострадавшие от бюрократической путаницы потребители в этом случае подать на нерасторопного поставщика в суд?
- Полное, при том с положительным исходом дела.
- Спасибо за содержательную беседу.

"Вестник Беслана"

 

Комментарии:

Комментарии к данной записи отсутствуют

Добавить комментарий

Имя:  

Уведомить меня о новых комментариях