
Главная - Новости Беслан
22/03/2016 Народные игры как часть культурологической концепции
Осетинские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой древности: вбирая в себя лучшие национальные традиции, передавались из поколения в поколение.
На прошлой неделе в МКОУ СОШ села Хумалаг прошел открытый урок-семинар, который собрал учителей физической культуры со всего района, представителей центра детско-юношеского туризма и экскурсий.
Учащиеся 6-8 классов под бурное ликование и скандирование болельщиков с большим азартом и удовольствием знакомились с играми, доставшимися нам от предков:
«Гаккарис». На расстоянии 50 см друг от друга чертятся круги. Участники приседают в них на корточки. Водящий, прыгая на одной ноге, старается столкнуть кого-нибудь из них с места. Игрок считается сбитым, если хотя бы одна нога сместилась и ступня оказалась за чертой круга.
«Перетягивание (Бæндæнæй хъазт)». На площадке чертится круг диаметром 4 метра, через его центр проводится прямая, делящая круг на две равные площадки. По обе стороны линии становятся спинами друг к другу участники игры, надевают кольцо из веревки диаметром полтора метра так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка была слегка натянута. По команде каждый начинает тянуть противника из круга. Кто вытянет, тот и выиграл.
«Чепена». Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру со словами: «Гой, гой чепена». Участники отзываются и повторяют его движения. К примеру, водящий подпрыгивает на правой ноге: «Гой, гой чепена! Пойдем вперед правой ногой, чепена». Игроки повторяют, тоже подпрыгивая на правой ноге: «Гой, гой чепена. Правой ногой чепена». Водящий идет вперед, подняв вверх руки. Все движутся мелкими шагами вперед, подняв вверх руки. Игра проводится в сопровождении любой народной мелодии: от нее зависит темп игры. В качестве реквизита используются элементы национального костюма.
«Слепой медведь (Куырм арс)». Игроки свободно размещаются на площадке. У каждого из них две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего, «медведя», которому завязывают глаза. По сигналу они начинают вести одной палкой по зубцам другой, возникает дребезжащий звук. «Медведь» идет на звук, стараясь коснуться игрока. Тот, кого он поймает, становится водящим.
«Наездники (Уæхскыл бадын)». Выбирается водящий. Игроки делятся на пары (не больше 4-5 пар). Проводится жеребьевка. Успешно ее прошедшие становятся «наездниками» и садятся на плечи своих напарников, «коней». Пары становятся в одну колонну на расстоянии 10 метров друг от друга. Водящий впереди на таком же расстоянии от первой пары, в руках у него мяч. По сигналу он бросает мяч первому «наезднику», тот, поймав мяч, бросает его второму, второй - третьему и т.д. Затем мяч возвращается к водящему. «Наездник», не поймавший мяч, становится «конем», а «конь» – «наездником».
- Учителя заранее заявляют свои темы и начинают готовиться, семинар имеет плановый характер. В назначенный день демонстрируют свои педагогические навыки коллегам, специалистам, гостям. Такие встречи служат своего рода площадкой для обмена опытом, где каждый может взять что-то интересное себе на заметку или поделиться своими впечатлениями, - рассказала нам методист по физической культуре и спорту районного управления образования Мадина Дзуцева.
Организаторами мероприятия являются учителя физической культуры хумалагской школы Борис и Батраз Дзампаевы.
"Вестник Беслана"
Комментарии:
Комментарии к данной записи отсутствуют
Добавить комментарий